Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию

Работа инженера состоит в том


Итак, совершенно необходимо выявить пожелания и предпочтения клиента. Инженеры расспрашивают клиентов, и внимательно их выслушивают, пытаясь уловить малейший намек на то, какого рода микс они предпочитают. Одна из самых сложных ситуаций возникает, когда вы работаете с кем-либо, кто совершенно не имеет никакого опыта в области звукозаписи или неясно представляет себе этот процесс. Проблема состоит в том, что такие люди, как это ни парадоксально, могут приносить совершенно гениальные идеи. Странные запросы, казалось бы, не имеющие под собой никаких оснований, могут оказаться ключевыми идеями. Я понимаю, например, как поражался первый инженер, работавший с David Byrne.

С другой стороны, существует множество очень опытных людей, с прекрасным слухом, носящими в себе гениальные идеи. Никогда не знаешь – не бессмыслено ли то, что скажешь в следующий раз. Резюмируя сказанное, «Не суди о книге по ее обложке» и «Устами младенца глаголет истина». Другими словами, не судите ни о ком предвзято, встречайте его на креативном уровне. Гении часто выглядят как невротики, воспринимайте это как вызов. Хотя часто общение с ними выглядит как перетягивание каната.

Суть сказанного в том, что если вы воспримите идеи всех людей, вовлеченных в проект, у вас не будет недостатка в прекрасных идеях. Кроме того, как инженер, вы должны постоянно накапливать эти идеи, записывая их куда-нибудь и никогда не забывая.

Вы должны выцеплять эти идеи, которые постоянно всплывают во время сессий, неважно, большие они (сессии) или нет. Что-то вы можете подслушать во время разговора. Часто во время сведения случается, что либо вы, либо группа забываете реализовать идею. А когда потом, спустя несколько недель, человек, подавшие идею, слышит запись, то говорит: «Опс, инженер забыл наложить эффект на вокал. В следующий раз я пойду в другую студию». Так что не забывайте идеи. Это не значит, что вы будете их все использовать, просто хорошо бы иметь какой-то список, из чего выбирать.

Особенно важно – сохранять свои собственные идеи.


Предпочтения массовой аудитории.

Часто музыканты приходят в студию с единственным желанием – чтобы их музыка звучала как хит. Некоторые считают хиты - профанацией, распродажей, смертью всего живого в музыке. Это может быть правдой, когда это касается написания песен, но если касается сведения – то необязательно. Часто самые креативные типы миксов притягивают наибольшую аудиторию. Некоторые из нас были бы просто счастливы, если бы научились создавать миксы такие, как мы слышим по радио.

Инженеру необходимо быть «в струе» основных тенденций музыкальной индустрии. Способ, которым сводится тот или иной тип музыки играет важную роль в том, как необходимо работать над текущим проектом.

Всякий раз, когда вы слушаете песню, замечайте все, что происходит в миксе (если у вас есть время и вы активно слушаете). Замечайте изменения громкости, панорамы, эквализации, эффектов на каждом инструменте в миксе.

Спросите себя: «Почему инженеры сделали то, что они сделали? Почему уровень громкости имнно такой? Почему панорама сделана так? Почему такая простая эквализация? Что побудило их применить имнно эти эффекты?». И даже: «Каким образом они мыслили?» И, что особенно важно: «Нравится ли мне, как расположил инженер звуки? Расположил бы я их точно так же?».

Когда вы слушаете в первый раз, у вас может не быть вообще никакого мнения. Но, прослушивая звуки раз за разом, вы сможете не только почувствовать разницу между ними, но и решать, который из них звучит лучше, по вашему мнению. Через некоторое время у вас выработается своя точка зрения на то, что делают другие, появятся собственные предпочтения. После этого вы можете делать все, что хотите. Если вы начнете заниматься сведением, вы сможете установить довольно точно каждый инструмент. И если кто-то будет с этим не согласен, у вас хватит опыта и увренности обосновать свой выбор. Можно также заметить, что для инженера лучше использовать собственные опыт и интуицию, для того чтобы устанавливать новые тенденции, а не следовать уже существующим.





Если найдете собственный путь, следуйте им. Но, пока этого не случилось, хорошо бы взглянуть на то, как это делают другие.

ЗАМЕТЬТЕ: Оборудование, на котором музыка будет проигрываться, также является важным факторм для сведения. Если проект будут проигрывать, в-основном, на дешовом автомобильном радио, важно, чтобы присутствовало достаточно низких и нижней середины. Не нужно выделять низкие басы – их просто не услышат. Наоборот, сводя треки для кино, можно добавить суббасов в особо критические моменты фильма. Микшируя музыку техно для рэйва (вечеринки), можно особо выделить бас.

Очевидно, что микс должен соответствовать стилю музыки – это принимается без обсуждений. Но, в дополнение к музыкальному стилю – чем больше людей обращают внимание на песню, тем более целостным должен быть микс. Микс бывает действительно хорош, когда люди строят свое мнение, основываясь на самой песне, а не на своих собственных предпочтениях. Особенно великолепно, когда люди слушают о том, что говорится в песне, и не обращают внимание на то, что творится в миксе. Кроме того, вы никогда не знаете, когда кого-либо посещает вдохновение – приходит ли оно от бога, ангелов или внеземных цивилизаций. Такие идеи могут быть более полезными, чем просто основывать микс на самой песне. Как бы то ни было, обычно хорошо использовать все элементы песни для того, чтобы определить, что вы хотите сделать в миксе.

ГЛАВА 4.

ФУНКЦИИ СТУДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ ПАРАМЕТРОВ.

Существует три компонента звука: громкость (амплитуда), частота и продолжительность. Чтобы упростить рассмотрение большого списка студийного оборудования, я разбил его на категории, оонованные на функциях, которые выполняет данное оборудование в студии:

  • Источники звука: все инструменты (акустические и электрические), вокал и синтезаторы.


  • Звуковые маршрутизаторы: микшеры, коммутационные панели, сплиттеры.


  • Хранилища звука: магнитофоны, проигрыватели, секвенсоры, семплеры.


  • Преобразователи звука: микрофоны, звукосниматели, наушники, колонки.




  • Манипуляторы звука: процессоры, эффекты.


  • Так как каждый звуковой манипулятор, используемый в студии, управляет громкостью, частотой или продолжительностью звука, каждый из них может быть отнесен к определенной категории, основываясь на главном компоненте, которым он управляет:



    Схема.1. Манипуляторы звуком.

    Источники звука – это аккустические и электрические инструменты, вокал и синтезаторы.



    Рис. 51. Источники звука.

    Звуковые маршрутизаторы перенаправляют звук из одного места в другое. Микшеры направляют сигнал в четыре места: на многодорожечные магнитофоны, мониторы, наушники (в аккустическую комнату, где находится исполнитель), эффекты. Коммутационные панели – это всего лишь задняя часть любого оборудования в студии – микрофонных панелей, многодорожечных магнитофонов (входы – выходы), консолей (входы – выходы), эффектов, которые располагаются один над другим – так что мы можем использовать для коммутации короткие кабели.



    Рис. 52. Маршрутизаторы звука.

    Хранилища звука сохраняют звук и проигрывают его. Магнитофоны хранят звук в аналоговом или цифровом виде. Секвенсоры хранят информацию в формате MIDI. Некоторые устройства позволяют редактировать звуковую информацию.



    Рис. 53. Хранилища звука.

    Звуковые преобразователи принимают звук в одной форме и преобразовывают его в другую. Микрофоны воспринимают механические колебания звуковых волн и преобразовывают их в электрические сигналы. Динамики, наоборот, принимают электрические сигналы и выдают звуковые волны.



    Рис. 54. Преобразователи звука.

    Наибольшая часть данной главы посвящена манипуляторам звука, что также включает процессинг, как средство добавления дополнительных звуков (эффектов) к уже имеющимся.



    Рис.55. Стойка эффектов.


    Содержание раздела