Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   

Деловая психология

Глава 31 Психологические особенности проведения деловых бесед



Практика убедительно свидетельствует, что успех или неудача любого общения во многое зависит от соответствующей подготовки к нему. Поэтому принято выделять подготовительную фазу (докоммуникативную), фазу непосредственного общения (коммуникативную) и фазу подведения итогов общения (посткоммуникативную).

На примере подготовительной фазы видно, что каждая из них предусматривает различные по содержанию и сложности виды деятельности руководителя.

На первый взгляд, непосредственное общение руководителя - слитный процесс, порой непрерывный. Однако его можно всегда рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов с группой людей, информационное выступление в аудитории, на совещании, переговорах и т. д.

В каждом таком акте общения можно выделить следующие этапы:

1) установление контакта;

2) ориентации в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели;

3) выход из контакта.

 

В повседневном общении эти этапы претерпевают различного рода трансформации. Однако независимо от того, с кем входит во взаимодействие работник: с одним человеком, с небольшой группой собеседников или с большей аудиторией, - эти этапы имеют место.

 

    Установления контакта
    Начинается общение с установления контакта. Деловое общение с одним собеседником начинается с традиционных приветственных слов. С первых минут контакт должен показать, что работник открыт для обще...
    Ориентация
    Установление психологического контакта переходит в следующий этап делового общения - ориентацию, которая позволяет определить стратегию и тактику разговора, в ходе которого следует обсуждение проб...
    Эмпатия
    Характеризуют как эмоциональное понимание. Она связана с умением поставить себя на место другого, учесть его состояние, мотивы поведения. Умение взглянуть на ситуацию и самого себя чужими глазами...
    Идентификация
    Или отождествление себя с другими, состоит в воображаемой постановке себя на место партнера по общению, взятие на себя роли, которую выполняет этот партнер, построение своего поведения таким же сп...
    Рефлексия
    В переводе с латинского - обращение назад, она тоже предполагает постановку вопроса: А если бы на его месте был я? Но она означает не просто понимание собеседника, а осознание человеком того, как...
    Процесс общения
    В процессе общения важно, чтобы партнер по общению понял себя. В этой связи руководитель должен найти возможно более доступную для собеседника форму самовыражения и позаботиться о самоограничении....
    Умение выйти из контакта
    Не менее важным в общении руководителя является умение выйти из контакта. Для этого необходимо не только найти наиболее подходящий момент, но и знать, как это сделать. Существуют различные типы вы...
    Внимание
    1) типичная ошибка для российских участников переговоров -слишком большой количественный состав делегаций; 2) помните, что делегация должна работать, как единая команда. Установите рабочие отношен...
    Ведение. Рассадка
    - глава делегации садится в центре, напротив него – глава партнерской делегации; - справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик. Требования к характеру беседы: - спокойный тон, да...
    Проведите анализ переговоров после их завершения
    – что, какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров; – какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались; – что не было учтено при подготовке к переговорам, почему; – каки...
    Тест №32
    Выделяют четыре основных стиля делового общения партнера при проведении переговоров. Прежде чем мы поговорим о них, вам предлагается определить собственный стиль с помощью следующего теста (№ 32)....
    Тест №32 (2)
    24. Меня раздражает слишком подробный анализ. 25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление. 26. Я очень ценю опыт. 27. Я прислушиваюсь к мнению других. 28. Говорят, что я быстро соо...
    Тест №32 (3)
    51. Факты говорят сами за себя. 52. Я использую свое воображение насколько это возможно. 53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа. 54. Мой мозг никогда не перестает работать. 55. Важному...
    Стиль 1
    Основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, продуктивности, эффективности, продвижения...
    Стиль 2 
    Основное внимание уделяется процессу (ориентация на процесс). Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, проверки, апроб...
    Стиль 3
    Основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: людей в целом, человеческих нужд, человеческих мотивов, раб...
    Стиль 4 
    Основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам людей и т. п. (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: концепций, нововведений, творческого подхода,...
    Как лучше строить деловое общение, если:
    1. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1: - прежде всего, сконцентрируйте внимание на результатах (сформулируйте заключение сразу после изложения позиции); - сформулируйте ваши предложения (при...
    Мотивы
    Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и противодействующ...
    Мотив-долг
    Характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, высоких гражданских идеалов. Человек общается п...
    Мотив-потребность
    Проявляется в общении, мотивы которого осложнены или психологически обусловлены биологическими, материальными или духовными потребностями личности. Примером тому могут служить энергичные контакты...
    Мотив-интерес
    Преобладает в общении, мотивы которого осложнены или психически обусловлены интересами, любопытством, любознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной. В практике общ...
    Мотив-привычка
    Характерен для общения на основе привычек и склонностей людей. Последнее влияет и на выбор темы, целей и партнеров общения. Различие полезных и вредных привычек, мотивирующих общение, приводит к р...
    Мотив-каприз
    Представлен в общении, мотивированном капризами, прихотями, аффективными вспышками и т. д. Мотивы этой группы относятся к числу жизненных, эгоистичных и обычно характерны для людей невоспитанных,...
    Индивидуально-половые особенности
    Также влияют на общение. Общеизвестно, что женщины более коммуникабельны и чутки к состоянию собеседника и к отношениям с ним, более доверчивы к добрым и хорошим словам. В виду своих психологическ...
    Общительность-замкнутость
    Характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми, в основном незнакомыми. Общительные, в отличие от замкнутых, стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с...
    Вздорный человек, "нигилист"
    Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на т...
    Позитивный человек
    Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет спокойно и обоснованно провести дискуссию и вместе с ним подвести итоги беседы. По отношению к нему нужно зан...
    Всезнайка
    Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил: - посадить его рядом с...
    Болтун
    Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться? Вам помогут следующие рекомендации: – как и...
    Трусишка
    Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С...
    Хладнокровный неприступный собеседник
    Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что де...
    Незаинтересованный собеседник
    Тема беседы (переговоров) его вообще не интересует. Он бы охотнее проспал все переговоры. Поэтому необходимо: – задавать ему вопросы информативного характера; – придать теме беседы интересную и пр...
    "Важная птица"
    Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами вашей позиции по отношению к та...
    Почемучка
    Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все...
    Тест №33
    Предлагаемый тест (№ 33) поможет проанализировать линию вашего поведения на совещаниях (переговорах). Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа – нет, так не бывает;...
    Тест №33 (2)
    21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие и ищу аргументы. 22. Я помогаю людям советом как организовать свой труд. 23. Увлекаясь своими проектами, своими планам...





Книжный магазин