Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   

Деловая психология

Глава 26 Эвристические методы решения творческих задач



Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.

И в школе, и в высших и средних специальных учебных заведениях, к сожалению, развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логические методы решения задач, в том числе в процессе решения творческих задач.

Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:

а) логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.;

б) эвристические методы.

    Эвристические методы 2
    Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то...
    Метод «мозгового штурма»
    Метод и термин мозговой штурм, или мозговая атака, предложены американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа). Эвристический диалог мозговой атаки базиру...
    Прямая "мозговая атака"
    Является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении...
    Массовая "мозговая атака"
    Предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенност...
    "мозговой штурм" диалог с деструктивной отнесенной оценкой
    Этот метод был предложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при к...
    "мозговой штурм" диалог с деструктивной отнесенной оценкой 2
    Термин мозговая атака представляется не совсем удачным, так как мозг – понятие физиологическое, а атака, штурм – понятия, заимствованные из военного лексикона. Возможно, с педагогической точки зре...
    Метод эвристических вопросов
    Этот метод известен также как метод ключевых вопросов. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже...
    Метод многомерных матриц
    Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод морфологического ящика или метод морфологического анализа. Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод...
    Метод многомерных матриц 2
    По одной оси матрицы мысленно отложим эти эвристические приемы: 1. Прием аналогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии. 2. Прием дробления – поиск компетентного состава...
    Метод свободных ассоциаций
    Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге п...
    Метод инверсии
    Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задач...
    Метод эмпатии (метод личной аналогии)
    Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышле...
    Метод синектики
    Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин синектика обозначает о...
    Метод синектики 2
    Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческо...
    Метод организованных стратегий
    Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое...
    Стратегии функциональноцелевого анализа
    1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.) 2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?) 3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.) 4. Где следует это сделать? (Уточ...
    Стратегии анализа противоречия
    1. Проанализируйте противоречие как оно есть, то есть его исходное состояние. 2. Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия. 3. Усильте противоречие, то есть доведите его до степени конфликт...
    Стратегии преодоления барьера (препятствия)
    1. Устраните препятствие. 2. Обойдите препятствие. 3. Разрешите препятствие. 4. Частично воздействуйте на препятствие. 5. Усильте препятствие. 6. Преодолейте препятствие по этапам. 7. Воздействуйт...
    Стратегии использования информации
    1. Используйте известную вам информацию, применимую в решении данной задачи. 2. Соберите дополнительную информацию из смежных наук. 3. Используйте опыт других. 4. Преобразуйте информацию с учетом...
    Стратегии поиска идеи противоположной общепринятой или наиболее очевидной
    Если в процессе решения задачи все стремились: 1. Уменьшить что-то, а не лучше ли увеличить? 2. Ускорить что-то, а не лучше ли замедлить? 3. Расширить поле поиска, а не целесообразнее ли его, наоб...
    Стратегии оценочных суждений
    1. Оцените сложность, трудность исходной ситуации. 2. Уточните критерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения. 3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи. 4. Оценит...
    Стратегии принятия решения
    1. Мысленно проиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в его окончательном варианте. 2. Отмените решение, но обоснуйте почему. 3. Примите оригинальное, но временное решение. 4. П...
    Тест №29
    Для определения своего уровня рефлексивности (напомним, что рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и...
    Тест №29 (2)
    8. Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам? а) Да; б) нет. 9. Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно: а) стараетесь его выполнить как можно б...