Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   

Деловая психология

Глава 23 Поведение в конфликтах



На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.

Существование перечисленных в предыдущей лекции источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Функциональные последствия конфликтов

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

5. Улучшаются отношения между людьми.

6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.

 

    Дисфункциональные последствия конфликтов
    Основные дисфункциональные последствия конфликтов: 1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. 3. Представление о противоп...
    Четкая формулировка требований
    Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие...
    Использование координирующих механизмов
    Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногла...
    Становление общих целей, формирование общих ценностей
    Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказ...
    Система поощрений
    Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности...
    Тест №25
    Прежде чем мы рассмотрим особенности различных стилей поведения в конфликте, вам предлагается с помощью опросника Томаса-Килменна определить, характерные лично для вас, особенности поведения в кон...
    Тест №25 (2)
    10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б....
    Тест №25 (3)
    22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. Б. Я отстаиваю свою позицию. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж...
    Стратегии поведения
    Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте: – стратегия партнерство характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общи...
    Избегание
    При низкой напористости и низком значении партнерства - тактика Избегание (уход, уклонение) - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфл...
    Уступка
    При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству - тактика Уступка (приспособление) - стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглажи...
    Противоборство
    При высокой напористости и низком партнерстве - тактика Противоборство (соперничество, конкуренция) – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции н...
    Компромисс
    При средних значениях напористости и партнерства - тактика Компромисс - стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много...
    Сотрудничество
    При высоких значениях напористости и партнерства - тактика Сотрудничество - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный ана...
    Управление конфликтами
    Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: а) возникновение разногласий; б) возра...
    Агрессивность
    Поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвр...
    Пассивный способ
    Заключается в том, чтобы поплакаться кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты - спутники стресса (нап...
    Активные способы
    строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин – спутник напряженности – сгорает во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, расс...
    Логический способ
    приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе д...
    Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия
    В этом случае необходимо: – отличить повод от истинной причины конфликта (о чем мы уже подробно говорили в предыдущей лекции), которая нередко маскируется его участниками; – определить его деловую...
    Разрешение конфликта с учетом его целей
    Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целе...
    Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний
    Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как о...
    Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников
    В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): о...
    Разрешение конфликта с учетом его динамики
    Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убе...
    Конфликтная личность - демонстративный тип
    1. Хочет быть в центре внимания. 2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любует...
    Конфликтная личность - ригидный тип
    1. Подозрителен. 2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. 5. Прямолинеен и негибок...
    Конфликтная личность – неуправляемый тип
    1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. 2. Поведение такого человека плохо предсказуемо. 3. Ведет себя вызывающе, агрессивно. 4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы....
    Конфликтная личность – сверхточный тип
    1. Скрупулезно относится к работе. 2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, ч...
    Конфликтная личность – бесконфликтный тип
    1. Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения. 5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуа...