Деловая психология

Глава 23 Поведение в конфликтах



На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Существование перечисленных в предыдущей лекции источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.


Функциональные последствия конфликтов
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
Улучшаются отношения между людьми.
Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
 

Дисфункциональные последствия конфликтов
Четкая формулировка требований
Использование координирующих механизмов
Становление общих целей, формирование общих ценностей
Система поощрений



Тест №25
Тест №25 (2)
Тест №25 (3)
Стратегии поведения
Избегание
Уступка
Противоборство
Компромисс
Сотрудничество
Управление конфликтами

Агрессивность
Пассивный способ
Активные способы
Логический способ
Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия
Разрешение конфликта с учетом его целей
Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний
Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников
Разрешение конфликта с учетом его динамики
Конфликтная личность - демонстративный тип

Конфликтная личность - ригидный тип
Конфликтная личность – неуправляемый тип
Конфликтная личность – сверхточный тип
Конфликтная личность – бесконфликтный тип
Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения. 5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуа




Содержание раздела